Из-за развития средств компьютерной обработки фотографий и появления цифровой фотографии традиционные стеклянные фильтры стали неактуальными. Например, букеты для невест обычным стеклом не сфотографируешь. Оптические фильтры даже при съемке цифровой камерой позволяют получить результат наиболее качественный по сравнению с многочасовой работой в Photoshop. существуют такие разновидности фильтров, которые компьютерной альтернативы просто не имеют. В наборе у фотографа-пейзажиста должны быть следующие основные фильтры: Градиентные фильтры. Плотность в таких фильтрах плавно нарастает ближе к центру или же от одного краю к другому. Первые фильтры используются тогда, когда возникает опасность виньетирования. Вторые для того чтобы сузить у сцены динамический диапазон. ND-фильтры. Нейтрально серый фильтр или же Neutral Density. Благодаря этим фильтрам интенсивность светового потока равномерно снижается. Все они по плотности различаются и используются для того чтобы получить длинные выдержки. Также применение данных фильтров эффективно на открытой диафрагме при ярком освещении. Поляризационные фильтры. Пропускают только направленный свет и на выходе позволяют получить глубокие цвета и высокую контрастность сцены. Существуют кольцевые и линейные поляризаторы. Линейный поляризатор и система TTL не совместимы, если хочется получить качественное изображение.
UV-фильтры. Данные фильтры, отсеивая ультрафиолет, позволяют получить более чистые цвета. Устраняют они также синий оттенок, что при съемке на слайд является особенно важным качеством.